КТО ПОМОГАЕТ КОМПАНИЯМ СТАНОВИТЬСЯ ЛУЧШЕ: КОУЧИ
В каких случаях компаниям/управленцам надо привлекать коучей?
Какие вопросы задают коучам?
Какие задачи просят решить, которые не находятся в компетенции коучей?
Как поступать в ситуациях, когда клиенты просят решить некоучинговую задачу?
Коучинг возник на стыке психологии, менеджмента, философии, логики. Коучи чаще работают индивидуально с конкретным человеком. Задача специалиста — раскрыть потенциал клиента и помочь ему за счет внутренних ресурсов стать эффективнее. Для этого коуч стимулирует человека к самообучению, чтобы в процессе он сам смог находить и получать необходимые знания. Клиент сам формулирует свои цели и критерии достижения, сопоставляя их с целями организации.

В компаниях коучинг актуален, когда нужно развить внутреннюю мотивацию персонала, помогать более глубоко осознать свои цели в контексте команды, развить новые форматы мышления, soft skills (лидерские качества, эмоциональную гибкостью, осознанность и другие виды гибких навыков). Это гибкий, тонкий, индивидуальный и в то же время эффективный метод развития личности внутри организации. По моим наблюдениям, коучинг более актуален для руководителей высшего и среднего звена, для тех кто управляет проектами, для очень редких специалистов, которым нужно самим разрабатывать технологии, продукты, находить нестандартные решения.

Безусловно, в коучинге есть и групповые инструменты работы. Это командный коучинг. Его цель — развитие навыков работы в команде, создание вдохновляющего ясного видения, развитие стратегического мышления, исследование ценностей компании, команды, сотрудника и расстановка ценностных приоритетов, выработка согласованных действий и ясных шагов для ускорения достижения цели.
Какие вопросы задают коучам?

Например, заказчик может просить дать оценку сотрудникам по итогу командного коучинга, принять участие в аттестации. Такие задачи лежат вне поля деятельности коуча. Так как в соответствии с международными стандартами коучинга и Этическим кодексом мы не выступаем в роли эксперта, не даем оценок и сохраняем конфиденциальность в индивидуальной работе.

Иногда, в связи с тем, что нет ясного понимания, как работает коуч, нам могут предлагать провести тренинг, побыть наставником для сотрудника или, в зависимости от предыдущего опыта, оказать консультационные услуги. Но это другие форматы работы и лучше их не смешивать. И потом, когда уже знаком с эффективностью профессионального коучинга — уже интереснее работать в конкретном формате под задачи клиента.

Как поступать в таких ситуациях, когда клиенты просят решить некоучинговую задачу?

Был случай, что в формате корпоративного долгосрочного проекта отправляли на коучинг менеджеров, которым такой формат совсем не подходил. Они на каждой встрече ждали совета, рекомендаций. Им было сложно мыслить стратегически или самим без поддержки экспертов продумывать свои цели и способы их реализации.

И другой пример, были случаи, когда на сессиях всплывали очевидные признаки наличия депрессии или сильного стресса. Эти ситуации непростые. Да, конечно, коучинг может помочь человеку мобилизовать ресурсы, но если спустя несколько сессий ничего не происходит и нет результатов, то как коуч я следую следующему алгоритму действий:

1 шаг. Еще раз напомнить клиенту особенность такого метода, как коучинг, чем он отличается от тренинга, психологии, экспертной консультации.

2 шаг. Обсудить с клиентом: насколько ему в его ситуации подходит формат коучинга, и, возможно, даже аккуратно предложить обратиться к другому специалисту.

Интересно, что было несколько случаев, когда клиент после работы с психологом и решения психологических проблем, возвращался к работе с коучем.

Автор: Анна Ермилова коуч РСС ICF, сертифицированный ментор, сертифицированный командный коуч, бизнес-тренер